top of page
logo_scrum_ua_white.png
Фото автораAlexey Krivitsky

Scrum Mommy syndrome


Базовые концепции транзактного анализа для коучей или как бороться с синдромом "скрам-мамочкизма"


"Какая роль в Скраме самая главная?

А какая самая неважная?"


Я не отвечу на эти вопросы, но хочу, чтобы вы задумались об этом. И здесь речь не о том, кто самый крутой, а вопрос в том, что делать со своим эго.


Представим ситуацию: вы – скрам мастер, 5 минут назад должна была начаться ретроспектива, вы подготовились, сидите в митинг руме и никого нет. Ещё через 5 минут вы врываетесь в комнату команды и говорите следующее:


Сценарий первый:


(вы) – Эй, команда, сколько можно ждать, а ну марш на ретроспективу! Это обязательная встреча в Скраме.


(часть команды) – Ой, прости, хорошо, как скажешь. Мы тут были заняты.. Продакшн.. Ну всё, идём.


(другая часть комады) – Эй, скрам мастер, отстань. У нас тут прод лежит. Не до тебя. Иди сам проведи ретру, пока мы тут заняты. Будет польза.


Сценарий второй:


(вы) – Ау, народ, я вас жду… Ну что же вы?.. Я много времени готовился, а вы меня игнорируете. Идёмте-ка проведём ретру, пожалуйста.

(часть команды) – Ой, прости, хорошо, как скажешь. Мы тут были заняты.. Продакшн.. Ну всё, идём.


(другая часть комады) – Эй, скрам мастер, отстань. У нас тут прод лежит. Не до тебя. Иди сам проведи ретру, пока мы тут заняты. Будет польза.


Как вы заметили, гипотетические ответы команды не поменялись. Хотя ваш подход был абсолютно разным. В первый раз – критический. Во второй – просящий. Какой скрам мастер вам больше импонирует? Лично мне – никакой.


Несмотря на то, что подходы скрам мастера на первый взгляд очень разные, оба они идентичны. В том смысле, что скрам мастер в этих примерах говорит из позиции сверху вниз, из позиции (я – ок, ты – не ок). Языком транзактного анализа – это диалог из позиции «родитель – ребёнок».



Есть ли у вас отношения с другими взрослыми, которые построены по такой схеме?

Позиция родителя - про заботу. А забота может доходить до принуждения. Повторюсь, это позиция «я – ок, ты – не ок», в сравнении с диалогом между двумя взрослыми: «я – ок, ты - ок».


Как бы выглядело общение между скрам мастером и командой в той же ситуации, если бы они общались из позиции «взрослый – взрослый»?


В такой транзакции нет места манипуляциям, есть озвучивание своих интересов (нужд, чувств) и запрос к собеседнику, который ни к чему не принуждает, оставляя за собеседником полностью свободный выбор.


В отличие от «я – ок, ты – не ок», общение «я – ок, ты – ок» создаёт минимум влияния собеседников друг над другом. Если они не согласятся, они просто разойдутся, каждый делая по-своему. «No regrets», как пела Эдит Пиаф.



Как вы знаете, каждая взрослая личность состоит из трёх составляющих эго состояний: взрослый, родитель и ребёнок. Они все полезны. Ведь иногда нужно позаботиться, а иногда подчиниться.


Суть транзакций в общении заключается в том, что выбранный стиль общения имеет тенденцию повторяться, и тем самым он ведёт к транзакции – то есть становится постоянным и привычными между двумя взятыми собеседниками.



Это означает, что общение с кем-то из позиции «родитель» приводит зачастую к тому, что кто-то начнёт отвечать из позиции «ребёнка». И это станет нормой. Говоря о нашем примере, обе реакции команды: «ладно, ок» и «иди ты» - разные реакции ребёнка: послушного адаптирующегося и бунтующего. Заметьте, что реакция ребёнка в примере выше («да, иди ты!») – это не конфликт. Это ответ, который укрепляет команду в позиции бунтующего ребёнка, а скрам-мастера, соответственно, в позиции родитель («ведь команда не готова собой управлять, она отвечает хамовато, ей нужен взрослый»).


Как я сказал, такой вид общения имеет тенденцию становиться постоянным, транзактным – как бы залипать, и его сложно прервать. Для примера подумайте, как звучал бы диалог, если бы команда хотела бы выйти из такой транзакции, призывая скрам мастера говорить с ними как со взрослыми? Это бы сразу привело к настоящему конфликту, и возможно, разрыву отношений.



Подумайте, как бы мог звучать ответ команды, если бы они хотели выйти из позиции ребёнка?


Транзакция «родитель - ребёнок» опасна не столько для ребёнка, сколько для родителя. Это общение, в которым вы теряете энергию и как следствие демотивируетесь.



Так о ком же на самом деле здесь нужно заботиться?

(Ответ: о родителе.)


Этот доклад о «само скрам мастерстве». Если вы не можете помочь себе, вы не можете быть полезны другим. Это закон природы. И авиалиний: «сначала оденьте маску на себя, потом помогите другим, которому нужна помощь.»


Другими словами: если вы хотите изменить мир, шаг номер один – начните с себя. И второго шага здесь нет.


Так почему у нас возникает позыв говорить с другими взрослыми, как с детьми?


У меня есть теория на этот счёт (не моя, но я в неё верю). Это потому, что наш внутренний ребёнок в этом момент требует внимания, но мы его как бы не слышим, но лишь ощущаем внутреннюю потребность заботиться, которую по привычке транслируем во вне. И вот, не осознав того, что происходит у нас внутри, мы начинаем заботиться-учить-принуждать других.


А что же происходит у нас, в нас? Что вызывает такую реакцию в нас?


А у нас возникают эмоции, чувства и нужды – как реакция на какое-то внешнее раздражение, которые мы не умеем отрабатывать. К примеру, у нас возникает тревога от того, что мы не нужны людям, что нас не ценят, что мы зря готовились, зря старались показать людям свою компетентность (которую нам хочется показать, потому что мы, возможно, не уверены в своей позиции). В общем, мы переживаем за свою работу и за своё место в обществе. (Это один из вариантов).



Заметьте – у нас есть чувства тревоги, и вместо того, чтобы работать с ними, мы начинаем «строить» других. Это логично? Да. Именно это и происходит. Агрессия – знак слабости.


Что делать? Всё просто! Нужно просто понять, что происходит внутри, позаботиться о «своём ребёнке» из «своего же родителя», и уже потом, когда всё затихнет продолжить работать со внешним миром из сильной позиции взрослого.




Кроме действий в моменте, мы также можем начать помогать себе и более системно. Я это называю «внутренний Скрам». Так, для шутки.


Но аналогия здесь проста: точно также как скрам команде, лично нам, скрам мастерам, нужны громкие само-цели, достижимые само-релизы, измеряемый само-успех, само-демо, само-обратная связь, само-ретроспективы, само-спринты, само-чеклисты… Всё как людей. Да! Практически как в фильме «fight club».


И ещё нам нужен само-product owner - внешний спонсор нашей работы (или ментор) в компании. У каждого скрам мастера должен быть такой человек или группа людей, с которыми мы будем согласовывать свои действия, мечтать, строить планы, отчитываться и убеждаться, что мы приносим пользу.



Это лучшее средство от внутренних тревог и страхов, и «ваш ребёнок» будет спать спокойно».


Мало? Вот видео моего доклада по этой теме на AgileRockConference 2019





1 перегляд0 коментарів

Останні пости

Дивитися всі

Comments


bottom of page